search Найти
ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕП ОҚУШЫЛАРЫНЫҢ БИОЛОГИЯНЫ ОҚУТЫ ҮДЕРІСІНДЕ ЖАРАТЫЛЫСТАНУ САУАТТЫЛЫҒЫН АРТТЫРУ БАРЫСЫНДА ӘДІСТЕМЕЛІК ҚҰРАЛ ҚОЛДАНУ
Аннотация
Аннотация Зерттеу оқушылардың жаратылыстану-ғылыми сауаттылығын дамытуға арналған және тиісті педагогикалық әдебиеттерге сүйенеді. Мектеп оқушыларының жаратылыстану-ғылыми сауаттылығын арттыру үшін әдістемелік қамтамасыз ету әзірленді. Оқу-әдістемелік құрал Астана қаласының №73 физика-техникалық мектебінде сынақтан өткізілді. Экспериментке 7-9 сынып (140 оқушы) және 10 мұғалім қатысты. Оқушылар тобының жасы 12 мен 15 жас аралығында болды. Сауалнама Google стилінде жасалды және 10-ға жуық сұрақтан тұрды. Әдістемелік құрал "Биология" пәнінің оқу жоспарына сәйкес 12 (7-сынып), 14 (8-сынып), 16 (9-сынып) бөлімдер бойынша 700-ге жуық тест сұрақтарын қамтиды. 7-9 сынып оқушыларының тестілеу нәтижелерін талдау жаратылыстану сауаттылығын дамытуға көмектесетін биология сабақтарында тапсырмаларды қолдану аналитикалық дағдыларды, өзін-өзі оқыту қабілетін жақсартуда, ақпаратты өз бетінше іздеуде және оны нақты жағдайларда қолдануда көрінетінін көрсетті. Әдістемелік құралды қолданатын модель биологияның оқу процесін, сабақ кезеңдерін және жаратылыстану-ғылыми сауаттылықты, оқушылардың шығармашылық, ойлау, талдау қабілеттерін қалыптастыру тәсілдерін құрудың тиімді әдісі екендігі анықталды. Оқытудың дәстүрлі түрінде үйренген материалды көбейтуге негізделген білімді бағалауға баса назар аударылады. Аннотация Исследование посвящено развитию естественно-научной грамотности у школьников и опирается на соответствующую педагогическую литературу. Разработано методическое обеспечение для подготовки к комплексному тестированию по биологии, предназначенное для обучающихся выпускных курсов, учителей школ для поступления в магистратуру. Апробация учебно-методического пособия проводилась в №73 физико-технической школе г. Астана. В эксперименте приняли участие 7-9 класса (140 учеников) и 20 учителей. Возраст группы учащихся варьировал от 12 до 15 лет. Анкета была составлена в стиле Google и включала около 10 вопросов. Методическое пособие включает в себя около 300 тестовых вопроса по 12 (7 класс), 14 (8 класс), 16 (9 класс) разделам, согласно учебному плану дисциплины «Биология». Анализ результатов тестирования учеников 7–9 классов показал, что использование задач в уроках биологии, которые помогают развивать естественнонаучную грамотность, проявляется в улучшении аналитических навыков, способности к самообучению, самостоятельному поиску информации и применению ее в реальных ситуациях. Установлено, что модель с использованием методического пособия является эффективным методом в вопросе построения учебного процесса биологии, этапов урока и в способах формирования естественнонаучной грамотности, творческих, мыслительных, анализирующих способностей учащихся. В традиционной форме обучения основное внимание уделяется оценке знаний, основанных на воспроизведении усвоенного материала. Abstract The study is devoted to the development of natural science literacy in schoolchildren and is based on relevant pedagogical literature. Methodological support has been developed for preparing for complex testing in biology, intended for graduate students and school teachers for admission to master's programs. The testing of the educational and methodological manual was carried out at the Physics and Technology School No. 73 in Astana. The experiment involved 7-9 grades (140 students) and 20 teachers. The age of the student group ranged from 12 to 15 years. The questionnaire was compiled in Google style and included about 10 questions. The methodological manual includes about 300 test questions for sections 12 (7th grade), 14 (8th grade), 16 (9th grade) sections, according to the curriculum of the discipline “Biology”. An analysis of the test results for students in grades 7–9 showed that the use of tasks in biology lessons, which help develop science literacy, is manifested in improved analytical skills, the ability to self-learn, independently search for information and apply it in real situations. It has been established that the model using a teaching aid is an effective method in the construction of the biology educational process, lesson stages and in ways of developing natural science literacy, creative, thinking, and analyzing abilities of students. In the traditional form of education, the focus is on assessing knowledge based on the reproduction of learned material.
Автор
DOI
10.52301/1684-940X-2024-2-45-54
Ключевые слова
функционалдық сауаттылық
жаратылыстану-ғылыми сауаттылық
әдістемелік құрал
Год
2024
Номер
Выпуск 2
Посмотреть статью Посмотреть журнал
БИОЛОГИЯ ПӘНІН 7-СЫНЫП ОҚУШЫЛАРЫНА CLIL ӘДІСІМЕН ТІРІ АҒЗАЛАР БӨЛІМІН ОҚЫТУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ
Аннотация
Бұл берілген жұмыста зерттеу нәтижелеріне сәйкес заманауи білім беру үлгілерінің модельі негізінде кеңінен таралған Clil әдісін қолдана отырып биология сабағын үйретудегі тірі ағзалар туралы білімін шыңдау ерекшеліктері қарастырылған.Жалпы назарға ие бүгінгі білім сапасындағы сындарлы жүйеге сай үш тілділік тұғырын насихаттап қана қоймай, оқушыларға жалпы көрсеткіштерді жетілдіру маңызды. Атап өтілген өзекті мәселелердің бірі ретінде қазақ, орыс, ағылшын тілдерін жетік меңгерілген әдіс-тәсілдің жалпы қауымдастығы орта буын оқушылары үшін қызығушылығы мен жас шамаларына сәйкес тапсырмаларды орындау арқылы құзыреттілік, тұлғаралық кәсіби білімін жетілдірген толық адам үлгісін қалыптастыруға жетелейді. Жаңа тақырыптарды үйрету мен ашу барысында CLIL әдісінің құндылығы қолайлылығын зерттеу туындайды. Сабақтарды жоспарлау мен жобалау, білім алушыларға жеткізу мен бағалау тапшылығының байланысын әрекеттестіріп зерттеледі. Үштілді тәсілдердің материалдық базаның қамтылуы мен құрастырылуына байланысты. Ал өткізілетін сабақтарға материалдарды тәжірибеге сәйкес ықтималды баламаларын ұсыну арқылы жаңа деңгейге жетелей алады.Теория мен практикалық соңында сараланған әдіс тәсілдердің түрлік ерекшеліктері көрсетілген, оның себебі бұл жұмыс арқылы орта буын өкілдері де,студенттер мен мұғалімдерге көмектескіш құрал ретінде бекітуге негіз бола алады.
Автор
Бесембай Ж.
Оспанова А.К.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-2-36-44
Ключевые слова
үштілділік, тірі ағза ,зерттеу.
Год
2024
Номер
Выпуск 2
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Proliferation dynamics of microbial cells of binary cultures in germ-free (sterile) soil and field conditions of the Baikal region
Аннотация
Currently, the issues surrounding the ecology of soil microorganisms are gaining an increasing amount of practical importance. The issue of the contamination of the environment by chemical and biological agents is located in close proximity to them. Therefore, it is of utmost significance to investigate the ecology of both the soil pathogens and the microflora that are antagonistic to them, as this inhibits the life activities of the pathogens. While conducting research on the ecology of soil microorganisms, it is essential to take into consideration the location of a specific region, the functional characteristics of biological properties that establish the conditions for the formation of microbial coenoses, the structure of microbial cenosis, and the enzymatic activity of soils in specific districts of Buryatia.
Автор
Korsunova Ts. D-Ts.
Haydapova R.B.
Valova E.E.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-2-31-35
Ключевые слова
soil microorganisms
soil pathogens
antagonistic microflora
Baikal region
binary cultures
Год
2024
Номер
Выпуск 2
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Фитохимический состав и антиоксидантные свойства одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale W.) произрастающего в Западно-Казахстанской области
Аннотация
В настоящей работе исследованы фитохимический состав и антиоксидантная активность водных экстрактов одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale W.), произрастающего в Западном регионе Казахстана. Оценено количественное содержание фенолов, флавоноидов, танинов, алкалоидов и растительных пигментов в листьях, корнях, соцветиях и цельном растении. Определена общая антиоксидантная и восстанавливающая способность, а также активность по удалению DPPH-, NO-, OH-радикалов и пероксида водорода. Установлено, что корни наиболее богаты фенолами (38,18 ± 1,02 мгGAE/г) и флавоноидами (40,49 ± 5,47 мгQE/г), а листья и соцветия растительными пигментами. Экстракты корней также продемонстрировали высокий уровень общей антиоксидантной (2,06 ± 0,21 ммольАК/г) и восстанавливающей активности (1,59 ± 0,35 ммольАК/г). Среди исследованных экстрактов экстракты цельного растения продемонстрировали самый высокий уровень специфической антиоксидантной активности по удалению DPPH- (90,21 ± 3,02%), NO-(90,18 ± 5,64%), OH-радикалов (31,64 ± 4,31%), а экстракт листьев по поглощению пероксида водорода (86,17 ± 5,27%). Прямая корреляция общей антиоксидантной и восстанавливающей способности водных экстрактов T. officinale W. с содержание фенольных соединений указывает на их ключевую роль в обеспечении антиоксидантной активности.
Автор
Джусупова Р.А.
Суюнгалиева Д.Д
Самиголла А.Б
Көшербаева А.Қ
Акатьев Н.В.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-2-8-21
Ключевые слова
Taraxacum officinale W.
одуванчик лекарственный,
антиоксидантная активность
фитохимия
Год
2024
Номер
Выпуск 2
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТАБОЛИТНОГО ПРОФИЛЯ: АНАЛИЗ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАБОЛИТОВ В ПЛАЗМЕ КРОВИ МЕТОДОМ ЯМР-СПЕКТРОСКОПИИ
Аннотация
В статье рассматривается интеграция фенотипических данных в фармакотерапию с использованием метаболомики для персонализации лечения. Исследование фокусируется на анализе метаболитов, которые могут отражать внутренние и внешние процессы организма, и их изменения в зависимости от возраста. Среди известных метаболитов, метаболомика предлагает возможность ранней диагностики заболеваний, выявляя молекулярные изменения, связанные со старением. Целью данного исследования было определение и сравнение уровней концентрации метаболитов в плазме крови между различными возрастными группами условно здоровых людей в Узбекистане. В исследование было включено 266 лиц, разделенных на три возрастные группы. Использование метода ядерно магнитного резонанса (ЯМР) позволило идентифицировать 27 метаболитов в плазме крови. Анализ показал, что 10 из них демонстрируют статистически значимые различия в концентрациях, связанные с возрастом. Результаты исследования могут способствовать лучшему пониманию того, как изменения метаболома влияют на риск заболеваний с возрастом, и помочь в идентификации метаболомных профилей, указывающих на ранние стадии заболеваний. Также подчеркивается необходимость дальнейших исследований для подтверждения надежности результатов и использования изменений метаболитов как индикаторов для мониторинга предрасположенности к возрастным расстройствам.
Автор
Нурматова С.Б,
Курмаева Д.Н.
Нуриддинов Ш.Ж.
Ибрагимова Ш.Н.
Далимова Д.А.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-2-22-30
Ключевые слова
метаболитный профиль
возраст
ЯМР
условно здоровые люди
аминокислоты
Год
2024
Номер
Выпуск 2
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Анализ результатов педагогического эксперимента в обучении биологии на английском языке
Аннотация
В статье отражены результаты педагогического эксперимента, проведенного в мае 2022 года с учащимися двух 9-х классов гимназии №123 и колледж-лицея имени Сулеймана Демиреля. Исследование сосредоточено на тестировании по предмету биология, в рамках которого учащиеся отвечали на вопросы как на английском, так и на казахском языке. Результаты исследования указывают на то, что учащиеся, обучающиеся на казахском языке, показали более высокие средние показатели по сравнению с результатами этих же учащихся на английском языке. Анализ показал, что ученикам сложнее справляться с заданиями, требующими языковых навыков, на английском языке, особенно в части составления развернутых ответов. В статье также предложены рекомендации для повышения эффективности преподавания, включая улучшение планирования уроков, разработку более качественных учебных материалов и сотрудничество между преподавателями естественных наук и английского языка.
Автор
Иманахметова Ж.А.
Кабиева С.Ж.
Шамхиева А.А.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-1-35-43
Ключевые слова
языковые навыки
педагогический эксперимент
эффективность преподавания
биология
планирование уроков
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
INTERSPECIFIC AND INTRASPECIFIC RELATIONSHIPS OF GREAT CORMORANT’S NEMATODE CONTRACAECUM RUDOLPHII IN PAVLODAR REGION
Аннотация
The size of helminths is substantially influenced by interspecific interactions. There are around 90 copies present. The presence of Contracecums in the intestine of a single cormorant individual resulted in a significant reduction in the overall size of the nematodes. When cestodes are present, Contracecums undergo brachymorphic changes, which can be seen as an adaptation to maintain fertility while minimising energy expenditure. The ratio of parasite abundance in the host to parasite size might vary based on the specific parameters of the host-parasite interaction. The size of the parasite can be regulated by multiple factors associated with the parasite population within the host.
Автор
Kuchboev A.E.
Tarasovskaya N.E.
Zhumabekova B.K.
Klimenko M.Yu.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-1-15-26
Ключевые слова
parasite
host
Contracaecum rudolphii
interspecific interactions of helminths
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Биология сабағында жалпы білім беретін мектептер мен гимназия сыныптарындағы бағдарлама ерекшіліктері
Аннотация
Мақалада жүргізілген зерттеулердің нәтижелері берілген, жалпы білім беру ұйымдарына және гимназия сыныптарына арналған «Биология» оқу пәні бойынша бағдарламаның ұқсастығы мен айырмашылығы анықталды. Зерттеуге Павлодар облысы білім басқармасы, Екібастұз қаласы білім беру бөлімінің «№ 26 гимназия-мектебі» мен «№12 жалпы орта білім беретін мектебі» алынды. Оқу жоспарының биология пәнінен 10 сынып бағдарлама бойынша әр бөлімге берілген сағат сандарын және ұзақ мерзімді жоспарының «Молекулалық биология және биохимия» бөліміндегі тақырыптарын, бөліміндегі оқу мақсаттары салыстырылды. Сондықтан талдау нәтижесі бойынша биология сабағында білім сапасын қамтамасыз ететін тиімді ортақ бағдарлама қажет. Оқушылардың оқу-танымдық белсенділігін дамытуға бағытталған арнайы оқу бағдарламсынын тиімділігіне зерттеу жүргізілді.
Автор
Исабаева Д.М.
Оспанова А.К.
DOI
10.52301/1684-940X-2024-1-44-51
Ключевые слова
бағдарлама, биология пәні.
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Мектеп жанындағы жылыжайда топырақсыз субстрат негізінде көкөністерді өсіру
Аннотация
Арал өңіріндегі антропогендік факторлар ол жердің экологиясына, тұрғындардың экономикалық-әлеуметтік жағдайына тікелей әсер етуде. Организмде токсиканттар жиынтығының артуы физиологиялық процестердің өзгеруіне және патологиялық жағдайларды тудыруға әсер етеді.Сондықтан, бүгінгі күні қоршаған ортаны қорғау, экологиялық таза өнімдер мәселесі бойынша іргелі зерттеулерді нығайтуды қажет етеді. Өсімдіктердітопырақсыз, жасанды субстратта – өсімдіктерге қажетті заттардың судағы ерітіндісінде (қоректік ерітінді) өсіру әдісі - гидропоника. Ол жылыжай өндірісінің жаңа бағыттарының бірі, химияның, биологияның және электрониканың барлық жетістіктеріне негізделеді. Берілген технология бойынша көкөністерді егу кезінде өсімдікті өсіру мен қоректендіру шарттарының біркелкілігі жоғарылай түседі, ол өз кезегінде стандартты өнімді алудың жоғарғы деңгейін қамтамасыз етеді. Жылыжайлардың болашағы мол және қазіргі заманға сай жылыжай шаруашылығын қалыптастыруға мүмкіндік бар.Тамшылатып суару технологиясы қолданылатын жылыжайларды салу қажет. Жылыжай шаруашылығының әлеуметтік маңызы зор. Мақалада Қызылорда қаласы, №101 Ә.Мүсілімұлы атындағы мектеп-лицейінің поликарбонатты шағын жылыжайында топырақсыз субстрат негізінде көкөністерді өсіру технологиясын игеру және зерттеу туралы мәліметтер келтірілген. Гидропоника әдісі негізінде басқада топырақсыз субстраттарды пайдаланудыңжолдары ұсынылған.Белгіленген тақырып бойынша міндеттер, жұмыстың маңыздылығы, жаңалығы анықталған.
Автор
П.Ә. Әбдісаттар1,Ә.Н.Сүлейменова2,Р.Х. Құрманбаев1
DOI
10.52301/1684-940X-2024-1-27-34
Ключевые слова
топырақсыз субстрат, гидропоника,көкөністерді өсіру , мектеп жанындағы жылыжай, қоректік ерітінді
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Electrophoretic study of polymorphism of grain storage proteins in the Siberian species of the genus Leymus Hochst. (Poaceae)
Аннотация
Eighteen species of the genus Leymus Hochst. in Siberia are represented by a large number of local populations geographically isolated. Herbarium and living material of the species collected in Southern Siberia have been studied. Most of populations were heterogeneous morphologically and more or less differed from each other in the range of variation. An electrophoretic analysis of storage endosperm proteins of individual seeds in selected populations has been carried out. All populations (except for L. racemosus ssp crassinervius) have been characterized by wide polymorphism in polypeptide patterns. Certain seeds from heterogeneous populations have been identified as interspecific hybrids.
Автор
N.K. Badmaeva
A.V. Agafonov
DOI
10.52301/1684-940X-2024-1-8-14
Ключевые слова
SDS-electrophoresis
storage proteins
taxonomy
systematics
Leymus
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал